Первая группа трудностей связана с недостатком формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:
несформированность зрительно – двигательных координаций;
недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки:
недостатки в развитии микромоторики
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:
нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);
отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;
плохой, небрежный почерк;
очень медленный темп письма;
сильный тремор (дрожание руки), проявление в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.
При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмическое характеристики громкого чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что у ученика : а) низкая скоростью чтения, б) слоговой типом чтения, в) низкий уровень понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значения слов. Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основным проявлением трудностей, вызванных данной причиной. Состоят в следующем:
трудности понимания слов, по звуковому составу, искажение смысла слов;
неправильное чтение похожих по начертанию букв;
затруднение при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
отсутствие устойчивых навыков счета;
незнание отношений между смежными числами;
трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;
неумение решать задачи.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина. Лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
Следствием недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:
неумение обнаружить свои ошибки;
возрастание количества ошибок к концу работы;
выполнение требований учителя не в полном объеме;
трудности с формирование двигательного навыка письма;
медленный темп письма;
Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей – детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:
пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);
медленный темп письма, чтения, счета;
невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограниченном времени, отделенного на работу
|