В условиях правильного речевого воспитания ребёнок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. К 6-7 годам словарь увеличивается до 3000-5000 слов. Употребление слов характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарём, неточным употреблением слов. Однако в этом возрасте дети хорошо ориентируются в названиях времён года, дней недели, частей суток, основных цветов и их оттенков. Они знают такие обобщающие понятия, как «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы», «дикие и домашние животные», «мебель», «посуда», «игрушки», «птицы», «одежда», «обувь», «насекомые», «транспорт». Ребёнок в 6-7 лет может называть части предметов, части тела и лица, подбирать слова с противоположным значением, произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова: ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, МИЛИЦИОНЕР, АКВАРИУМ и др. Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Они могут образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов, согласовывать прилагательные с существительными (СИНЕЕ НЕБО, СИНИЙ ШАРФ, СИНЯЯ ЮБКА, СИНИЕ БРЮКИ), но и у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Дети могут расположить серию сюжетных картинок в логической последовательности, составить небольшой рассказ по картинке, используя простые распространённые предложения, осуществить пересказ. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. От того, как вы подготовите малыша к учёбе, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе, зависят его успехи в усвоении всех предметов общеобразовательной программы.
Существуют приблизительные требования к сформированности значимых для школы функций у детей старшего дошкольного возраста. Ребята в 5-7 лет должны знать буквы (печатный вариант), правильно сливать буквы в слоги, слоги в слова (читать медленно по слогам), повторять и осознавать смысл прочитанного, писать отдельные короткие слова печатными буквами.
Как же подготовить ребёнка к обучению в школе?
- Не переучивать детей левшей с левой руки на правую.
- Прежде чем учить ребёнка писать печатные буквы, желательно, чтобы он научился схематично рисовать солнце, домик, человека, дерево, траву, машину, заштриховывать орнаменты, которые должны быть крупными (2-3 см в высоту и 6-7 см в длину). Воспитание аккуратности в штриховке приведёт к свободному владению карандашом, разовьёт мелкую моторику и облегчит овладение написанием прописных букв.
- Осуществлять лингвистическое воспитание с раннего возраста на родном языке.
- Важно, чтобы родители следили за чистотой и чёткостью своего произношения, так как речь ребёнка формируется в общении с окружающими. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать чёткую, красивую русскую речь.
- Не предъявлять завышенных требований к речевому развитию ребёнка, не подражать ему.
- Активизировать внимание, память, воображение, мышление различными игровыми приёмами
- Избегать психотравмирующих ситуаций в семье.
- Учить ребёнка выступать перед «ближайшей» публикой. Это позволит предупредить страх ответа на вопрос учителя, разовьёт выразительность, уверенность речи.
- В возрасте 4,5-6 лет ребёнок становится обучаемым. Взрослые могут помочь ему «слышать» звуки речи в начале, середине, конце слова. С чёткого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к Ы и т.д. хорошо бы перейти к закреплению путём записи букв. Артикулирование гласных является хорошей гимнастикой для мышц губ.
- Если у ребёнка 6-7 лет наблюдается неверное произнесение одного или нескольких звуков, то надо исправить речевое нарушение, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости. Начать занятия у логопеда необходимо за год до школы – звуки речи нуждаются в длительной автоматизации. В этом же возрасте дети должны знать обобщающие понятия, последовательность дней недели, месяцев, времён года.
- В 5-6-7 лет ребёнка можно учить делить слова на слоги, составлять слоги, слова, читать, заучивать небольшие весёлые стихотворения.
- Особой подготовки к школе заслуживает умение ребёнком пересказать содержание сказки или рассказа, мультипликационного фильма. Учите своего ребёнка культуре речи, ориентироваться в пространстве, во времени. Ребёнок должен знать название города, в котором он живёт, имена известных писателей, точно называть свой адрес, дату рождения, имена и отчества родителей, место их работы. Что посеешь в этом возрасте, когда у ребёнка ещё феноменальная память, то и пожнёшь позже.
- Огромную роль в подготовке ребёнка к школе, в его дальнейшем обучении играют настольные игры по развитию внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики. Во время этих игр повышается активность ребёнка, он учится подчиняться плану игры.
- Приучайте ребёнка к порядку во всём: он должен правильно сидеть за столом, быть аккуратным в одежде, уметь содержать в порядке свои игрушки.
- Развивайте общую и мелкую моторику: играйте в подвижные игры с мячом, приучайте ребёнка делать физическую зарядку. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, перекладывание мелких игрушек, плетение из ниток закладок, ковриков, завязывание узелков, вышивание и т.д.
- Подготовка школьника любого года обучения к началу нового учебного года начинается примерно за год до его начала. Используйте все средства для развития внимания, памяти, мышления и речи. Помните, что у ребёнка нет вашего жизненного опыта. Приходите ему на помощь вовремя. Помните, что вы его лучший друг. Дорожите его доверием, тогда вы воспитаете себе друга.
|