Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении. Задачи: 1. Развитие зрительно-пространственных представлений. 2. Развитие зрительно- моторных координаций. 3. Закрепление дифференциации букв «б- д» на письме и при чтении. 4. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. 5. Развитие психических процессов: памяти, внимания и т.д. 6. Формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы. Материалы для занятия: зеркала,
образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла,
карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки. Ход занятия: 1 этап- Организационный момент. Развитие зрительно- моторных координаций. Игра «Кто внимательный?» Учащимся показывается таблички с изображением геометрических фигур, а внутри- элементы букв
«б- д», буквы «б и д». Логопед:- Запомните, что
изображено на табличках. Нарисуйте изображение
как запомнили. Взаимо оценка: обратить внимание на несоответствие размера, неправильное соотношение элементов
букв, расположение их в геометрической фигуре. 2 этап- Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях. 1.
Отгадайте загадку: «Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, А
в рыжей шубке летом». Логопед:- Рассмотрите картинку-
силуэт белки. -Кто видит букву в силуэте
белки? -Какой первый звук в слове
«белка»? В слове -отгадке определяется первый
звук и соотносится с буквой. Уточнение артикуляции звука «б» Логопед :- Произнесите звук «б» перед зеркалом. -Дайте характеристику звуку
«б». Ученик:- Звук «б»:
согласный, звонкий, бывает твердым и мягким. Преграда (для воздушной струи )-
сомкнутые губы. 2.Отгадайте еще одну загадку: «Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел) Логопед: Рассмотрите картинку-
силуэт дятла. -Какую букву вы видите? -Какой первый звук в слове «дятел»? Уточнение
артикуляции звука «д». Логопед: -Произнесите звук «д» перед зеркалом. -Дайте характеристику звуку «д». Ученик: -Звук «д»-
согласный, звонкий, бывает твердым и мягким. Преграда- кончик языка, который
упирается в десны верхних резцов. 3 этап- Сообщение
темы занятия. Логопед :- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. -На доске написаны буквы. Выпишите их парами. -Какие буквы остались без пары? -Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать рукописные буквы
«б-д». 4 этап- Начало работы
над новым материалом. 1.
Сопоставление звуков «б-д»
по артикуляции. Логопед : Назовите сходства и
различие звуков «б-д». -Что общее?- (звонкие, согласные) -Что разное?- (место преграды: «б»- губы, «д»- десны). 2.Эмоциональная разгрузка, визуализация букв «б-д». Логопед:- Напишите букву «б»
пальчиком, проговаривая элементы буквы. Ученик: - буква «д»- овал и
большая петля, которая идет вниз. Логопед:- Буква «б» вписывается
в силуэт «белки»; а буква «д» в силуэт «дятла». Чтение таблиц «Характеристика звуков и букв «б- д». 5 этап- Восприятие визуального образа букв, визуальное
узнавание букв, выделение букв «б- д» из
слогов и слов. 1.
Логопед:- Посмотрите на букву «б». Из каких элементов состоит эта буква? Ученик: - Буква «б» состоит из овала и закругленной линии вверх, как хвост
у белки. Логопед:- Посмотрите на букву
«д». Из каких элементов она состоит? Ученик:- Буква «д» состоит из
овала и петли. Логопед: где расположена петля
по отношению к овалу в букве «д»? Ученик: - Внизу и справа, как хвост у дятла. Логопед: Значит, чем похожи буквы «б- д»? -Чем различаются эти буквы? 2. Чтение слогов, слов (таблица выполнена в рукописном варианте) Ба- да ада- аба дыни труба Бо- до ода- оба боты следы Бу- ду уда- уба дело трудно Бы- ды ады- абы бумага арбузы 3.Запись слогов в тетрадь с проговариванием какую букву пишут, направления
элементов букв. Логопед: ба, да,бо, до, бу, ду,
бы, ды. Ученик: Пишу букву «б»- белка (хвост
вверх) Пишу букву «д»-дятел ( хвост вниз) 4. Работа с карточкой. Логопед:- У вас на партах лежат
карточки. Проговорите слова и допишите элементы букв по опорным точкам. -Обменяйтесь карточками,
проверьте и исправьте ошибки товарища
карандашом. -Спишите слова. 6 этап- Физкультурная минутка. Логопед:- Поскольку отличительный элемент буквы «б» - хвостик
направленный вверх, а хвостик буквы «д»- вниз,
то вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком «б», и будете наклоняться, когда услышите звук «д» в слогах или
словах( ба, ду, бе, ды, бро, дры, банк, дом, боты, бант, духи, кеды,
два, верба, забор, дерево) 7 этап- Закрепление умений и
навыков, полученных на занятии. 1.
Логопед:- рассмотрите картинки. Назовите их, запомните названия. -«Зашифруйте» названия картинок, запишите в тетрадь соответствующие буквы. Проверка: чтение и расшифровка записи. Учитель: радуга- буква «д» хвост
вниз. 2.Логопед: Расставьте все эти
картинки в два столбика: В первый столбик_
слова-картинки с буквой «б», во второй столбик- слова-картинки с буквой «д». Записать в тетрадь. 3.Логопед:- Прочитайте
словосочетания. Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б-д» подчеркнуть разными цветами. Холодная погода (Завтра будет
холодная погода) Нарядная блузка ( У мамы
нарядная блузка) Голубой бант (У Лизы голубой
бант) Трудная задача ( Мы решали
трудную задачу ) 4. Логопед: на карточках,
покрытых пленкой, написать предложения. -Допишите в словах фломастером
элементы букв «б- д». Проверка: чтение предложений по цепочке. 8 этап- Итог занятия. Смысловая рефлексия занятия. Логопед:- Поведем итоги. -какие буквы мы различали на
занятии? -Чем они отличаются? -Что нового узнали на занятии? Эмоциональная рефлексия занятия. - Пароль на выход: повторение ориентировок для запоминания. -Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».
|