Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые
обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и
не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее
благополучно.
Это не совсем так. Логопед исправляет не только
дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение
составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения
грамматики.
Кроме того, логопед может подготовить ребенка к
усвоению грамоты. Если у ребенка есть
какие-то проблемы с речью, то такая предварительная работа ребенка с
учителем-логопедом просто необходима. Она обеспечит в дальнейшем более
успешное обучение в школе.
Только логопед может квалифицированно проанализировать
ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам
подробную консультацию.
Существует несколько причин, почему важно знать,
правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.
1.
Речь — это одна из высших психических функций
человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в
развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок
«ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые
надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали
препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
2.
Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать
работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче
сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что
все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу
своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная
своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка
более успешным и счастливым.
3.
Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша
могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате
ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую
опасность можно предотвратить!
4.
Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы
она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас,
отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.
Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:
Речь ребенка
не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.
Ребенок многие звуки произносит мягко, как -будто он еще маленький или
преобладают твердые звуки, будто бы у малыша акцент. При произношении некоторых
звуков в речи появляется хлюпающий призвук; воздух идет в бок;
звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении
звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз.
К 3-4 годам
он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит
только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает
слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до
конца; произносит слово несколько раз по-разному.
К 5 годам не
сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по
картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь
перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
К 5-6 годам
нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не
согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и
союзы.
Если вы
столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление
понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно
заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило —
подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте
все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги,
вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.
|