1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);
- перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял),»пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
- недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
- искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.» ;
- замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
- нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
2.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико – грамматической стороны речи:
- аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спилёначки.» (пять желтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
3. Ошибки, обусловленные нарушениями зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляются в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: б – д, и – ш, х – ж, л-м; а так же наблюдается «зеркальное» письмо.
|